.: Навигация


.: Статьи

Стратегии мотивации в бизнесе

Начинается новый рабочий день…

Сергей открывает свой органайзер и смотрит на список дел, которые у него запланирован на сегодня:

- Ответить на электронную почту;
- Написать рекламную статью на свой сайт;
- Выпустить рассылку;
- Сделать телефонные звонки своим клиентам

Сергей с грустью вздыхает… Все эти задачи вот уже на протяжении нескольких дней переносятся на завтра. Но сегодня уже откладывать выполнение дел нельзя. Ведь...

… если он не ответит на почту, то он рискует обидеть людей, которые ждут его ответов, у него испортятся с ними отношения.

… если он в очередной раз не напишет рекламную статью на свой сайт, то он ничего не заработает. А деньги уже кончаются…

… если он не выпустит рассылку, то его могут исключить из каталогов почтовых служб, и на рассылку перестанут подписываться новые читатели – потенциальные клиенты. К тому же, если рассылку не выпускать регулярно, то читатели просто начнут забывать о нем. А это значит, что многочисленные усилия, потраченные на выстраивание доверительных отношений со своими подписчиками, будут зря потрачены…

… если он не сделает телефонные звонки своим клиентам, то он попросту рискует их потерять! А ведь каждый клиент добывается "потом и кровью". Клиентов надо ценить! Тем более постоянных.

Сергей чувствует, что сегодня предстоит выполнить очень много дел, откладывать которые уже просто нельзя! Скрепя сердце он приступает к работе...


Начинается новый рабочий день…

Марина открывает свой органайзер и смотрит на список дел, который она составила накануне вечером во время ежедневного вечернего планирования:

- Ответить на электронную почту;
- Написать рекламную статью на свой сайт;
- Выпустить рассылку;
- Сделать телефонный звонки своим клиентам

Марина широко улыбается, потягивается и потирает руки от предвкушения удовольствия от предстоящей работы. Мысленно она представляет...

… как будут радоваться люди, которые получат от нее ответы по электронной почте. Она чувствует удовлетворение оттого, что она оказывается полезной для других людей. Она предвкушает получение новых писем, с помощью которых она продолжит диалог с членами своей команды. Каждое отправленное ею письмо способствует повышению уровня профессионализма членов ее команды, что приближает ее к достижению той цели, которую она себе поставила в бизнесе.

… как она разместит свеженаписанную статью на своем сайте. Посетители сайта после ее прочтения будут делать заказы. Она буквально видит, как она еле-еле успевает отправлять заказы новым клиентам, ощущает радость и удовольствие от этого процесса. Она смотрит, как сумма на ее веб-мани кошельке стремительно увеличивается.

… как она работает над очередным выпуском своей рассылки. За прошедшую неделю у нее накопилось несколько очень интересных идей, которыми ей не терпится поделиться со своими читателями. Она с трепетом и с восхищением представляет этот сладостный момент отправки рассылки: несколько нажатий на кнопки и… ее сообщение разлетается в почтовые ящики многих тысяч подписчиков ее рассылки во все уголки земного шара. С помощью рассылки у нее есть УНИКАЛЬНАЯ возможность познакомиться с огромным количеством людей! И, конечно же, она уже предвкушает, как в ее почтовый ящик начинают поступать письма от ее читателей!

… как она садится к телефону и начинает обзванивать своих клиентов. Со многими из них у нее сложились прекрасные отношения. Каждый из них по-своему уникальный, интересный, талантливый. У каждого свои проблемы, радости, достижения. Ей нравится общаться с людьми. Ведь после каждого такого человека она становится чуть богаче. У нее есть прекрасная возможность в тренировке навыков телефонного общения. И она сможет потренироваться в одной маркетинговой технике, о которой недавно узнала на бизнес-семинаре! Она снова ощущает чувство собственной значимости и полезности для других людей…

Марина с огромным энтузиазмом приступает к работе!


Два человека с одинаковым списком дел. Но вы заметили, что движут ими совершенно разные мотивы?

Сергей использует стратегию мотивации, которые психологи называют "избегание неприятностей" или "мотивация от".

"Мотивация от" характеризуется неприятными переживаниями. "Пока гром не грянет – мужик не перекрестится" – эта пословица прекрасно характеризует подобную стратегию. В одной из книг я однажды прочитал следующие слова: "Человека лучше всего мотивирует свеча под задницей, чем факел впереди". И это также относится к стратегии мотивации "избегание неприятностей".

Чем больше я наблюдаю за людьми, тем сильнее удивляюсь: "мотивация от" является преимущественной у 95% людей!

Почему так происходит?

Мне кажется, что эта стратегия просто встраивается в нас с детства, в ходе воспитания. Маленького ребенка постоянно окружают многочисленные "нельзя", "не лезь", "не трогай", "не смей"… Всюду ограничения, всюду угрозы наказания за непослушание.

На самом деле, стратегия "мотивации от" не является плохой. Есть очень много сфер жизни, где она является более эффективной. Например:

  • Не стоит прикасаться голыми руками к раскаленным плитам;
  • Не следует ходить по ночам по "бандитским" районам;
  • Не следует разговаривать с незнакомыми людьми (детям)

Тем не менее, после того, как ребенок взрослеет, он продолжает использовать эту стратегию во "взрослых" сферах жизни, зачастую даже не задумываясь о том, что существуют другие, более эффективные стратегии.

Марина использует стратегию мотивации "стремление к приятному" или "мотивация к".

"Мотивация к" характеризуется приятными переживаниями. Человек, мотивируемый стремлением к приятному, умеет создавать в своем воображении привлекательные образы будущего. Он фокусируется не на процессе выполнения дел, а на конечном результате, на выгодах (внешних и внутренних), которые он получит после выполнения поставленных задач.

С точки зрения большинства задач бизнеса стратегия "мотивации к" является гораздо более эффективной.

Если "мотивации от" обучают в раннем детстве, то стратегии "мотивации к" не обучают нигде. Этому надо учиться самостоятельно, либо на специальных тренингах.

А какой преимущественный тип мотивации используете вы?

Мысленным взором окиньте предыдущую неделю. Что вы делали с наибольшим удовольствием, а что "через силу"? Что вы ощущаете, когда приступаете к выполнению важных дел? Любите ли вы откладывать выполнение дел "на потом"?

Первый шаг в выработке у себя стратегии мотивации "стремление к приятному" – это осознать свои предпочитаемые стратегии в различных сферах жизни.

Затем начните сознательно их менять. Подключите свое воображение. Рисуйте приятные картины, где вы уже видите себя "сделавшим это". Как вы себя чувствуете? Как вы выглядите? Какие звуки вокруг вас? Как выглядят окружающие вас люди? Что они говорят вам? Осознайте, насколько выполнение запланированного дела приблизит вас к достижению вашей Большой Цели.

Ну как?

Практикуйтесь и у вас обязательно все получится!

Желаю вам делать свой бизнес с удовольствием :-)

Дмитрий Смакотин, © 2004

Обсудить статью >>

Перепечатка данной статьи на ваших сайтах и в рассылках разрешается при соблюдении следующего условия.
Обязательно включать внизу статьи, без каких-либо изменений, следующую подпись:

------
Дмитрий Смакотин - автор сайта "Секреты Бизнеса в Интернете". Практические идеи, возможности и электронные книги для малого бизнеса в интернете.
http://www.internet-business.ru

 



.: Рассылка